Философия в будуаре 18+

Объявление

Франция 18 в. либертинаж, 1740 год
историко-литературная игра
текст поста
Добро пожаловать в Париж времен Людовика XV, время Просвещения, фривольности, когда разум соседствует с самыми безумными страстями.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Философия в будуаре 18+ » В гостиной знатной особы » Историческая библиотека » О придворных щеголях и петиметрах


О придворных щеголях и петиметрах

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ПЕТИМЕ́ТР, петиметра, муж. (франц. petit-maitre - щеголь) (ист.). В русской литературе 18 в. сатирический образ молодого француза-щеголя, франта, вертопраха, а также русского молодого дворянина, рабски копирующего этот французский образец в модах, манере поведения и т.д. «Почитается он (французский принц) первым петиметром, и все молодые люди подражают его тону.» Фонвизин. «Петиметр… взирая на себя в большое стенное зеркало… всего вокруг себя осматривает, множество раз во все стороны повертывается, поднимает и опускает голову, коверкается, кривляется, ломается.» Крылов. (первонач. во Франции 17 века кличка участников "фронды", которые вели борьбу против кардинала Мазарини, носившего, между прочим, титул главного начальника -le grand maître - артиллерии.)

0

2

На протяжении XVIII века традиция щегольской культуры в Англии породила модный и весьма экстравагантный тип мужчин - "макарони". Они разительно отличались от окружающих яркостью поведения и разнообразием своих нарядов. Во Франции их называли петиметрами. Петиметр (фр. Petit maitre - щеголь) — молодой француз-щеголь, франт, вертопрах, а также русский молодой дворянин, рабски копирующий этот французский образец в модах, манере поведения и т. д.; в русском театре XVIII века - актерское амплуа; тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному (словарь Ушакова).

Эти модники конца 18 века любили резкие, "попугайские" сочетания цветов, несмотря на общую пастельную цветовую гамму костюмов и высоченные прически, практически как у дам. Модник представлял собой забавное зрелище - сюртук и панталоны в обтяжку, туфли на каблуках и громадная сложная прическа. Не зря в моду тогда вошли тросточки - при таком смещении ценра тяжести, да еще и на каблуках, удерживать равновесие удавалось с трудом. “Макарони” был напудрен, нарумянен и напомажен.
    В отличие от конца 17 - начала 18 века, эпохи мушкетеров и Людовика 14 - ничего мужского во внешнем облике “макарони” почти не было - это было некое жеманное существо, и среди таких было немало гомосексуалистов. Как видно, “макарони” вполне точно зарекомендовали себя как «жертвы моды». Неудивительно, что они стали героями множества карикатур и литературных пародий.
    Но если "макарони" были просто щеголями, то их экстравагантные последователи имели политическую платформу. Инкруйябль (Incroyable) - "невероятный" - так называли молодых щеголей из высшего общества и "новых французов" 1790-ых гг. (времен Директории), вылезших "из грязи в князи" буржуа-спекулянтов и их детей. Они отличались крайней экстравагантностью в одежде, призванной выделить их из общей массы, а их подруги назывались Merveilleuses - „причудницы“,”дивные, великолепные” или „изумительные“.

Костюм Инкруйяблей был верхом эксцентричности: они надевали короткий жилет, сюртук или фрак с огромнейшими лацканами, высокие воротники, часто из кисеи, закрывающие весь подбородок, огромные банты, широкие панталоны, сапоги с отворотами и прочие штучки, имеющие большой успех в тот период. Воротник рубашки крахмалился и наполовину закрывал щеки. Прическа состояла из массы длинных, неровно остриженных волос, закрывавших большую часть лица и спускавшихся на щеки и плечи так называемые «собачьи уши». Ленточки на узких брюках доходили до уровня чуть выше сапог или краг. Они носили также золотое кольцо в одном ухе. Головным убором служила огромная треуголка, на ленте вокруг шеи висел лорнет со стеклами величиной с блюдце, а в руках была трость или суковатая дубинка (символ "исполнительной власти"). Также они пропускали или картавили на букву "R" (как в знак непризнания революции) во всех словах и часто восклицали «C'est incoyable!».
    По журналам мод одевалось не только столичное дворянство, но и часть столичного купечества, особенно купцы, торговавшие с Западной Европой. Большая часть купечества и городской бедноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, влиянию модного направления. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов. Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду. Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века.

ПРИЧЕСКИ И КОСМЕТИКА XVIII ВЕКА

    В XVIII веке естественный цвет кожи считался «неправильным» (а тем более загар – он был только у простолюдинов, работавших в поле). Поэтому обязательно надо было обильно пудриться, намазывать лицо, шею и руки толстым слоем белил (между прочим, очень вредных – свинцовых или цинковых), а щеки сильно румянить.

Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы. Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки.
    Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы. Однако, и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.

К середине XVIII века мода подчинилась стилю рококо (от фр. rocaille – раковина). Рококо требовал изящества, легкости, утонченности, светлых, теплых тонов. Обычным стал вид мужественного кавалера, который был одет в светло-розовое или ярко-красное.

Женский костюм

    В XVIII веке одежда мужчин и женщин нередко совпадала по цветовой гамме и шилась из одной и той же ткани, а названия оттенков цвета отличались экстравагантностью: «цвет новоприбывших особ», «цвет потупленных глаз».
    Главными деталями женской одежды, перенятой с Запада, в XVIII веке были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Обычно носили одновременно два платья: нижнее, глухое, и верхнее, распашное — гродетур. Одежду часто отделывали мехом. Платья, юбки, лифы шили из тяжелых шелковых тканей - парчи, атласа, муара, крепа различных цветов, зачастую украшенных растительным орнаментом.

Корсаж и «шнурование» были главным средством изменить фигуру с помощью обшитого кружевом или позументом корсета, затягивавшегося сзади с помощью шнуровки и… колена, которым служанка упиралась в спину госпожи, чтобы как можно туже затянуть корсет. Фигура дамы по моде того времени должна быть горделивой, стройной и тонкой. Некоторые дамы от удушья падали в обморок.
    Юбки в начале XVIII века были круглые, колоколообразные. Но к середине века женский костюм подвергся изменениям, всецело подчиняясь французским модам. Юбки сильно расширились, их надевали на каркас (панье), который делался или из тростника, или из китового уса. С 60-ых годов под них надевали расширяющие линию бедер фижмы, закреплённые вокруг талии. Они отличались от паньи тем, что основу их составляла проволока или конский волос. Женщина могла сжать юбку и пройти в дверь, что с жестким каркасом из китового уса сделать никак не могла. Следом появились еще более удобные мягкие каркасы округлой формы – кринолины. Все платье было в десятках оборочек, лентах и бантах, на что шло огромное количество материи. В торжественных случаях к платью прикреплялся большой съемный шлейф. Все платья были до пола – открывать посторонним взорам щиколотку ноги считалось недопустимым, аморальным.

https://www.melina-design.com/rus_cost_18cent_3.html

0

3

Обыденные платья были с округлым, сравнительно небольшим, вырезом, который прикрывался косынкой или шарфом. Бальные платья имели шлейф. Его в те годы надевали отдельно сверх юбки верхнего платья, а во время танцев отстегивали. Эти платья делались с глубоким вырезом. Необходимой принадлежностью бального платья был веер.
    Уже в середине XVIII века возник новый тип придворного костюма - платье, несколько напоминающее древний русский сарафан, но сшитый из великолепных тканей и дополненный кокошником. Этот парадный туалет сохранился с некоторыми изменениями при дворе на многие годы.
    В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках. К сожалению, образцов женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе.

Мужской костюм

    Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, камзола и кафтана, обычно суконного, сшитого узко в талию, с расширенными полами. Поколенные узкие кюлоты, чулки и башмаки с пряжками дополняли туалет. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Модники носили парик. Наиболее распространенной формой шляпы была треуголка. Покрой спинки долгополого русского кафтана с застежкой налево был близок к покрою западноевропейского жюстокора с боковыми веерами складок.
    Кафтаны чаще всего были двубортными из двустороннего темно-красного и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой. Сверху надевали плащ из двустороннего синего и малинового сукна (носился на обе стороны), отделанный серебряным галуном. Мужчины носили также летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из темно-голубого шелка. Мужские костюмы были очень красочными и богато отделывались вышивкой, галуном и т. д.
    После смерти Петра I мужской дворянский костюм продолжает меняться в соответствии с общеевропейскими модами. Обязательным дополнением к дворянскому костюму стала шпага, которую носили под кафтаном на поясной портупее, пропустив ее слева в один из разрезов на полах кафтана. Дополнением к костюму служили также перчатки, трость, часы, которые носили в кармане камзола на цепочке, и лорнет. Строгого разграничения одежды по ее назначению в это время еще не существовало. Парадный костюм от повседневного отличался только тканью и отделкой (основной отделкой мужского костюма являлось шитье по борту и обшлагам кафтана. Обычно золотое или серебряное шитье не могло быть шире 9 см.) Правда, в моду вошли домашние одежды, надолго сохранившие свою традиционную форму.

0

4

Дома носили шлафрок — халат, который, судя по названию, был первоначальной одеждой для сна. Шлафрок в XVIII и XIX веках надевали сверх рубашки и кюлотов. Он как бы заменял выходной кафтан и зачастую был сшит из бархата или шелка. Иногда домашнюю одежду шили из дорогих тканей, а зимой подбивали мехом. На домашние костюмы могли быть нашиты даже орденские звезды.

Вторая половина 18-ого века.

    В XVIII веке появляются цирюльни. Их открывали в столичных и уездных городах. Цирюльник был и парикмахером, и лекарем. В цирюльнях причесывали, брили, стригли, ставили пиявки и пускали кровь.
    Первой модницей XVIII века, без сомнения, была императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I, предшественница Екатерины II). Современники отмечали ее фантастическую, всепоглощающую страсть к нарядам и развлечениям, а также необычайную элегантность ее нарядов, причесок и украшений. Было известно, что императрица запрещала другим дамам одеваться так же, как она. Как писала Екатерина II, благоразумие требовало, чтобы дамы одевались поскромнее и давали самой императрице блистать на их фоне. Однако, несмотря на угрозу государева гнева, все стремились вырядиться как можно лучше и богаче.
    Весь XVIII век Франция была главным (и неиссякаемым) источником модных нарядов и «галантерей». Из Франции завозили самые разные наряды: шляпы шитые мужские, мушки для дам, золотые тафты разных сортов и тд. При Елизавете Петровне русский дипломатический представитель в Париже был постоянно на грани разорения – все деньги он тратил на чулки, обувь и ткани для императрицы-модницы.

0


Вы здесь » Философия в будуаре 18+ » В гостиной знатной особы » Историческая библиотека » О придворных щеголях и петиметрах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно